В школе используется широкий спектр средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения наряду с живым словом педагогов школы являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач, они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания, и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают следующие средства:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
Аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
Учебные приборы, том числе электронные (компасы, барометры, колбы, глобусы
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
В процессе обучения в школе широко используются технические средства обучения:
– персональные компьютеры, в том числе ноутбуки;
– телевизоры;
– интерактивные комплексы;
– копировально-множительная техника (принтеры, многофункциональные устройства, копировально-множительные аппараты, сканеры);
– в помещениях школы установлена система видеонаблюдения, система громкой связи, позволяющая организовать радиотрансляцию.
Все учебные кабинеты школы имеют выход в сеть Интернет, между собой объединены в единую локальную сеть. Выход в Интернет предоставляет возможность использовать цифровые образовательные ресурсы в глобальной сети, в том числе при проведении внеклассных мероприятий (интеллектуальный марафон, олимпиады, конкурсы и т.п.).
Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе имееется спортивный зал, оснащенный современным оборудованием; хореографический зал, спортивная площадка и тир
Средства воспитания
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей воспитательной системы личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и само актуализации личности.
В школе созданы условия для реализации задач воспитательной работы:
– система работы классных руководителей;
– социально-педагогическое сопровождение;
– построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего (предметные декады);
– развитие системы дополнительного образования (спортивные секции, кружки, клубы);
– сотрудничество с внешними социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями,
– система традиций школы, взаимодействие с родителями через систему традиционных общешкольных мероприятий;